Понятия со словосочетанием «мусульманская община»
Связанные понятия
Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.
Има́м (араб. إمام — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой) — в исламе — предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью; титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты; духовный и светский глава всего мусульманского сообщества; глава имамата горного Дагестана и Чечни в XIX веке и других государственных образований.
Сунни́ты, ахль ас-су́нна ва-ль-джама‘а (от араб. أهل السنة والجماعة — «люди сунны и согласия общины») — последователи основного и наиболее многочисленного направления в исламе.
Шии́ты (араб. شيعة; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.
Ханифи́зм (араб. حنيفية — ханифийя) — одна из форм религиозного монотеизма, возникшая в доисламской Аравии. Ханифизм испытал влияние как иудаизма, так и христианства. Последователей ханифизма называют ханифами (араб. حنفاء, ед. ч. حنيف)
Сеи́д, Сейи́д, Сеййи́д (араб. سيّد — вождь, господин, глава) — почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана — шерифы. В исламских странах сейиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличием сейида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сейиды пользуются особым почитанием.
Исмаилизм (араб. الإسماعيلية — al-Ismā‘īliyya, перс. اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.
Мулла́ (араб. مُلَّا от араб. مَوْلَى — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.
Муджтахид (араб. مُجْتَهِدٌ ) — высокопоставленный факих (исламский богослов). Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх). Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы (сахих) пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (факихов).
Джамаа́т (араб. جماعة «общество, коллектив, община») — объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п.
Всемирная исламская конференция «Кто они — последователи Сунны»? — конференция, прошедшая в Грозном с 25 по 27 августа 2016 года. В ней участвовало более 200 участников из 30 стран мира, прежде всего Российской Федерации (были представители практически все муфтияты, в том числе и муфтий из Крыма), а также Сирии, Египта, Ливии, Кувейта и др. Наиболее представительной была делегация из Египта — появились даже верховный имам и шейх университета «аль-Азхар» Ахмад Мухаммад ат-Тайиб, ректор университета...
Мече́ть (араб. مسجد — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).
Иджма́‘ (араб. إجماع — единогласие) — согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Один из источников мусульманского права — фикха.
За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах.
У́мма (араб. أمة — община, нация), в исламе — религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622).
Салафи́я (араб. سلفية от араб. سلف — «предки, предшественники») — направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными...
Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).
Исмаилитская литература характеризуется наличием фанатичной пропаганды учения секты. Исмаилиты издают в Индии и на территории мусульманской Африки множество книг и газет на различных языках.
Уле́мы (араб. علماء «знающие, учёные»; ед.ч. عالم ) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
Наки́б (мн. ч. нукаба'; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.
Ами́р аль-мумини́н (араб. أمير المؤمنين — повелитель правоверных) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную.
Исламизация (араб. أسلمة aslamah) — политический термин, обозначающий процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам в определённом регионе или стране.На данный момент в мире насчитывается более 1 млрд человек, исповедующих ислам. В 1900 году на долю мусульман приходилось всего 4,2 % населения, сегодня около 22 % от населения Земли. Согласно прогнозам, число мусульман на Земле к...
Махалля́ или Махалла́, также Гуза́р (азерб. Məhəllə; араб. محلة; бенг. মহল্লা; дари محله; перс. محله; тадж. Маҳалла / Гузар; тур. Mahalle; туркм. Mahalla; узб. Mahalla; уйг. مەھەللە; урду محله; хинди मोहल्ला) — название части города в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением. Обычно махалля — размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление.
Исла́м (араб. الإسلام — «покорность», «предание себя Богу») — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира.
Ами́р аль-хадж (араб. أمير الحج) — глава мусульман, совершающих паломничество в Мекку и руководитель каравана паломников.
Мединская конституция — договор 622 года между мусульманской общиной Мухаммада и жителями Медины, трактуемый как первая мусульманская конституция, регулирующая отношения мусульман с союзными немусульманами.
Пра́ведный хали́ф (араб. الخليفة الراشد) — в суннитской традиции титул первых четырёх халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат (632—661).
Суфизм в Казахстане (каз. сопылық) впервые появился в XI—XII веках и в наше время распространён в основном на юге страны.
Су́нна (араб. سنة — обычай, пример) — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха) и тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования...
Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат последовательно возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.
Шейх-уль-ислам (араб. شيخ الإسلام, узб. Shayx ul-islom, азерб. Şeyxülislam, тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств.
Подробнее: Шейх аль-ислам
Шейх (араб. شيخ - старец, старшина, староста) — почётное название видного богослова в исламе.
Ишан (перс. ایشان , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
Панислами́зм (др.-греч. pan — «всё» и араб. إسلام — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления...
Мухаммед Парса (1345, 1348 или 1355, Бухара — 1419 или 1420, Медина) — мусульманский богослов, представитель ханафитской школы и суфийский мистик, принадлежавший к братству накшбандийа (и ставший его фактическим лидером), а также учёный-правовед.
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام — доказательство ислама) — один из высших шиитских религиозных титулов, наряду с аятоллой и великим аятоллой, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Шериф Мекки (араб. شريف مكة) или шериф Хиджаза (араб. شريف الحجاز) — титул лидера Мекканского шарифата, традиционные хранители двух священных городов Мекки и Медины. Термин шариф в арабском означает «благородный» и используется в отношении потомков пророка Мухаммеда от его внука Хасана ибн Али. В обязанности шерифа входила защита городов и их окрестностей, обеспечение безопасности паломников, совершающих хадж. Эмир Мекки назначался османским султаном и был вторым по значимости религиозным авторитетом...
Муджа́ддид (араб. مجدد — реформатор, обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммада, каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абдул-Азиз, аш-Шафии, аль-Ашари, аль-Газали, Фахруддин ар-Рази, Ибн Дакик аль-Ид, ас-Суюти и другие.
Халифа́т (араб. خلافة — замещение, наследование) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.
Аятолла́ (араб. آية الله — знамение Аллаха) — почётные звания шиитских богословов (муджтахидов), имеющих право самостоятельно выносить решения по вопросам исламского права на основе джафаритской правовой школы (мазхаба). Большинство аятолл проживают в Иране, Ираке и Ливане.
Хаз — должность руководителя мусульманской общины в столице Хазарского каганата (по данным Ибн Фадлана). Осуществлял судебную юрисдикцию над всеми мусульманами города, как живущими постоянно, так и временно приезжающими. Должность занимал мусульманин из числа отроков царя. Вероятно, идентичен вазиру гвардии ал-Ларисия.
Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.
Хали́ф, хали́фа (араб. خليفة — наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.
Вели́кий аятолла́ (араб. آية الله العظمى); (перс. آیتاللهالعظمی), — шиитский религиозный титул. Данный титул носят шиитские улемы, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам). Великий аятолла может носить титул марджа ат-таклид.
Силси́ла (араб. سلسلة — ряд, цепь) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется...
Тальбия (араб. التلبية), ляббайка — молитва, повторяемая многократно паломниками во время всего паломничества (хаджа), пока паломник находится в состоянии ихрама. Молитва произносится на арабском языке и транслируется громкоговорителями. У суннитов и шиитов тальбия ничем не отличается.